Рекомендации по профилактике вовлечения несовершеннолетних в деструктивную деятельность

Печать
Категория: Информационная безопасность
Создано 25 Декабрь 2020 Просмотров: 45

Управление образования и наукиобласти информирует Вас о том, что Министерство просвещения Российской Федерации направило в наш адрес рекомендации для педагогов образовательных организаций по проведению профилактической работы в целях предупреждения вовлечения несовершеннолетних в криминальные субкультуры и деструктивную деятельность (далее - Рекомендации). Рекомендации разработаны совместно с Минобрнауки России, Росмолодежью, МВД России и ФСИН России в соответствии с протоколом заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Необходимость разработки настоящего документа обусловлена тем, что внастоящее время деструктивные субкультуры находятся на новом витке активности в сети Интернет, а распространение криминальных структур в подростковой и молодежной среде выступает одной из причин девиантного поведения и противонарушений несовершеннолетних.

Рекомендации широко раскрывают признаки вовлеченности несовершеннолетних в деструктивные субкультуры, четко структурируют способы вовлечения подростков в криминальный образ жизнии характеризуют направления работы, возникающие в контексте её профилактики. В Рекомендациях подробно освещаются методыкомплексной диагностики несовершеннолетних: наблюдение, опрос, тестирование на выявление склонностей к девиантному поведению. Эти методы позволят субъектам воспитания выявить и оценить признаки вовлеченности подростков в криминальные субкультуры. Особое место в определении наличия в образовательной организации криминальных субкультур отводится в Рекомендациях поведенческим индикаторам, к которым относятся самостоятельное деление обучающихся на агрессивно противостоящие друг другу группы, четкая иерархия внутри них, использование «кличек» унизительного характера, отсутствие чувства сострадания к окружающим, высмеивание слабых и беззащитных. Данные индикаторы предлагается рассматривать наряду с особенностямивнешнего вида обучающихся, наличиему них татуировок, употреблением жаргона, жестов, а также символики криминальной направленности.Одним из характерных индикаторов возможной вовлеченности несовершеннолетнего в криминальные субкультуры является и употребление школьникомвысказываний, пропагандирующих образ жизни заключенных.

Авторы рекомендаций указывают, что наиболее эффективныерезультаты выявления криминальных субкультурдостигаются при использовании методов диагностики, разработанных Э.В. Леусом иА.Г. Соловьевым. С этими методами можно познакомиться в сети Интернет по ссылке https://magistr54.ru/wp-content/uploads/2020/10/sdp.pdf .

Помимо Рекомендаций, Министерство просвещения предлагает для ознакомления информацию, предоставленную ФСИН России, раскрывающуюспособы вовлечения подростков в деструктивные группы:создание вокруг несовершеннолетнего ситуации неизбежного выбора, оказание со стороны группировки покровительства, физической или психологической защиты,а, в противовес им, угроза и шантаж. Особо выделен способ персонального выбора рецидивистом подростка, испытывающего те или иные социальные лишения. Психологическое воздействиепроисходит и через обвальный рост количества детективной литературы, кино- и видеофильмов, в которых ярко представленаромантика преступной жизни.

В целях профилактики распространения криминальной субкультуры среди детей и молодежи в образовательных организациях Рекомендации предлагают использовать целый комплекс мер. В частности, при изучении аккаунта ребенка в социальных сетях внимание следует обращать на сообщества и группы, в которых участвует подросток, а также на разделы «Музыка» и «Видео», так как криминальные предпочтения в этих тематических рядах могут служить косвенным признаком вовлечения школьника в деструктивные группы. В этой связи Рекомендации указывают на возможность получения помощи путем направлениязапроса в АНО «Центр изучения сетевого мониторинга молодежной среды». На основании полученного запроса в указанной организации будет проведён автоматический анализ профилей обучающихся «группы риска» и даны рекомендации по работе с данной информацией. Ознакомиться с работой центра и написать туда письмо можно по ссылке https://www.cism-ms.ru/ob-organizatsii/.

Очень важно, что в Рекомендациях также отражены особенности работы с родителями, чьи дети замечены в аморальной и противоправной деятельности. В помощь педагогам и родителям Минпросвещения России с учетом предложений МВД России разработало дополнительные рекомендации по раннему выявлению и реагированию на деструктивное поведение несовершеннолетних, которые можно найти в сети Интернет на сайтеФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» по ссылке https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/10/21/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-roditeley-obuchayushchihsya.pdf .

Рекомендации концентрируют внимание педагогических работников на создании оптимальных условий для проведения профилактических мероприятий в указанной сфере. Подобные мероприятия следует проводить, не будоража общественное мнение, незамедлительно применяя меры по купированию ситуации, не допуская обсуждение выявленных случаев на открытых площадках и в средствах массовой информации. Вопросы утвержденияиндивидуальных программ профилактической работы рекомендуется рассматривать на закрытых совещаниях с участием руководителей образовательных организаций.

Основываясь на затронутых в нашем письме общих подходах к профилактике деструктивного поведения, полагаем полезным подробнее ознакомиться с Рекомендациями по организации профилактической работы, которые в текущем месяце были направлены в адрес руководителей муниципальных органов управления образованием для служебного пользования, провести их обсуждение с председателями и членамиКоординационных советов по информационной безопасности и внедрить их в практику работы педагогов подведомственных образовательных организаций.

Разработка сайта МКУ "ИМЦ" 2012