Организация профильного обучения в МБОУ «Оборонинская сош» (2012-2013 учебный год)

Печать
Категория: Родителям
Создано 15 Май 2013

Зам. директора по УВР Солопова Елена Владимировна

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010г., одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 №1756-р, Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2003 №334 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования», Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 №2783, ставилась задача создания» системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».
Необходимость введения профильного обучения на старшей ступени школы подтверждена и в одобренных Правительством РФ (9 декабря 2004г.) «Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации», где, в частности, отмечается, что «...профильное обучение главным образом должно быть сориентировано на расширение возможностей выбора учащимися индивидуальных образовательных траекторий».

Нормативно-правовой основой организации колледж-класса
на областном уровне явились
• приказ управления образования и науки области от 31.08.2009 № 2364 «Об утверждении положения о колледж-классе»;
• приказ управления образования и науки области от 06.11.2009 № 3004 «О реализации проекта «Профильное параллельное обучение на основании договоров с учреждениями начального и среднего профессионального образования (колледж-класс) в 2009-2010 учебном году»;
• приказ управления образования и науки области от 20.11.2009 № 3129 «О реализации проекта «Организация непрерывного профессионального образования «Школа-колледж-предприятие» в рамках сетевого взаимодействия «учреждение СПО – базовая школа» для решения задач Стратегии социально-экономического развития региона»;
• письмо управления образования и науки области от 11.12.2009 № 11-10/5827 «О проведении мониторинга по реализации проекта «Организация непрерывного профессионального образования «Школа-колледж-предприятие».

Реализация цели организации колледж-класса и основных направлений его деятельности направлены на обеспечение удовлетворения личных потребностей обучающихся, формирование профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров в регионе с учетом потребностей инновационной экономики.
Определены основания для интеграции содержания программ среднего профессионального образования и профильной школы:
• уменьшение нагрузки учащихся (использование элективной части школьной программы, предназначенной для профессиональной ориентации для получения дополнительного параллельного образования);
• использование учебно-методического материала колледжа,для обеспечения профильного образования старшеклассников;
• использование учебных программ и дисциплин колледжа с целью реализации программы профильной подготовки в школе;
• интеграция (преемственность) полученных знаний на последующих этапах образования (обеспечение поступления на ускоренную программу колледжа на специальность по выбранному профилю с целью уменьшения сроков обучения).

Цели развития профильного обучения в МБОУ «Оборонинская СОШ»:
-установление равного доступа к полноценному образованию разным катего¬риям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонно¬стями и потребностями;
создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных траекторий;
расширение возможностей социализации учащихся, обеспечение преемст¬венности между общим и профессиональным образованием;
обеспечение информированности участников образовательного процесса о состоянии современного рынка труда, возможностях трудоустройства;
внедрение компетентностного подхода в общее образование;
расширение возможности социализации обучающихся и обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ среднего и высшего профессионального образования.
создание условий для профессионального роста и реализации творческих способностей работников образования;
- совершенствование системы управления качеством общего образования
Учебный план для профильных 11-х, и 10-х классов основан на идее двухуровневого (базового и профильного) компонента федерального государственного образовательного стандарта .
На III ступени организуется профильное обучение по следующим направлениям:
-физико-математический профиль (профильное ядро : математика, физика) -11а класс;
-естественно- математический профиль (профильное ядро: химия, биология, математика) -11а класс;
-технологический профиль (для специальности «Технология сахаристых продуктов») -10а, колледж-класс ;
- социально-экономический профиль (для специальности «Коммерция», 10а колледж-класс);
физико-математический профиль (профильное ядро : математика, физика) -10б класс;
-социально-экономический профиль (профильное ядро: математика, обществознание, экономика), 10б класс;
- универсальное обучение (непрофильное) -11б класс.
Деление классов на профильные группы осуществляется в 10а, 10б, 11а классах согласно выбору предметов, представленных в индивидуальных учебных планах учащихся без превышения предельно допустимой нагрузки.
В 10а классе с целью формирования профессионально- и социально- компетентной, мобильной личности, умеющей делать профессиональный и социальный выбор, выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, реализуется параллельное профильное обучение по модели колледж-класса. Профильное параллельное обучение осуществляется за счет привлечения образовательных ресурсов колледжа сахарной промышленности г. Жердевка и использования часов вариативной части учебного плана нашего образовательного учреждения.
Старшеклассникам в рамках технологического профиля ( специальность «Технология сахаристых продуктов») колледж-класса (10а класс) предложено изучение специальных курсов, которые являются
• модулем предмета «Химия» ( в объеме 2 учебных часов: пищевая химия ) ;
• модулем предмета «Технология» (профессиональный модуль «Технология производства крахмала» в объеме 2,5 учебных часов. ): технология производства крахмала , технохимический контроль производства сахаристых продуктов, оборудование производства и элективный учебный предмет «Процессы и аппараты». В учебном плане данного направления представлен также и предмет «История» на профильном уровне.
В рамках социально-экономического профиля (для специальности «Коммерция») колледж-класса (10а) изучаются на профильном уровне предметы : «История», «Право», «Экономика», «Статистика», «Экономика организации», «Внешнеэкономическая деятельность».
Специализацию каждого конкретного профиля обучения определяют учебные предметы базового и профильного уровней, а так же включение элективных курсов, которые обучающийся может выбрать в соответствии с индивидуальным профилем образования и образовательной потребностью.
Учебные курсы и индивидуально-групповые занятия представлены
• в объеме 4/3 часов (10а колледж- класс):
«Анализ текста», «Решение текстовых задач», «Проблемы современного общества», «Валеология», «Страны мира», русский язык (игз), математика (игз).
• в объеме 6/4,5 часов (10б, физико-математический и социально-экономический профили):
«Комплексный анализ текста», «Решение задач в контексте ЕГЭ», «Английский в контексте ЕГЭ», «Политическая география», «Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ по физике»,
«Проблемы современного общества» , «Решение химических задач» , «Клетки и ткани».
• в объеме 6/7 учебных часов(11а класс: физико-математическая подгруппа и естественно-математическая):
«Практический курс речеведения», «Абитуриент», «Обществознание в контексте ЕГЭ», «История в современном мире», «Физика в контексте ЕГЭ», «Медицинская генетика», «Химия в контексте ЕГЭ», русский язык (игз), математика (игз), английский язык (игз), информатика и икт (игз), литература (игз).
• в классе универсального профиля (11б) инвариантная часть представлена факультативами и игз:
«Орфографические трудности», «Награды России», «Английский в контексте ЕГЭ», «Политика и право», «Трудные вопросы синтаксиса», «Абитуриент» , математика (игз), «Общая биология. Многообразие организмов», «Физика в контексте ЕГЭ». химия(игз), информатика и икт (игз).
Элективные и факультативные курсы направлены на развитие содержания базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена; обеспечивают надстройку профильного учебного предмета; обеспечивают удовлетворение познавательных интересов обучающихся в разных сферах человеческой деятельности.
Таким образом, учебный план ОУ 2012-2013 учебного года выполнял образовательный стандарт по базовым дисциплинам, расширял содержание по профильным, обеспечивал условия для самоопределения учащихся.

Среди положительных можно выделить следующие моменты:
• профильное обучение в технологических классах осуществляется в соответствии с разработанными учебными планами;
• повышается рейтинг учебного процесса для старшеклассников среди других, жизненно важных для ученика;
• семьи учащихся имеют возможность ознакомиться с условиями обучения не только в школе, но и в другом учебном заведении и выбрать или не выбрать его;
• учащиеся адаптируются к реальному процессу профессионального обучения и, по сути, к среде профессиональной деятельности;
• педагоги осваивают методы диагностики, связанные с образовательным процессом, повышают свой профессиональный уровень.
Но следует назвать и отрицательные результаты:
• недостаточно широк выбор профессий;
• в связи полной загруженностью обучающиеся колледж-класса не имеют возможности посещать факультативы и игз по предметам базового уровня с целью более качественной подготовки к ЕГЭ;
• трудности формирования колледж-классов в связи с ориентацией родителей обучающихся на ВУЗ.
В ходе анкетирования учащихся и родителей были заданы следующие вопросы:
1. Удовлетворяет ли вас профессиональное обучение?
2. Связываете ли вы будущее с выбранной профессией?
3. Помогает ли профессиональное обучение в жизни или мешает?
4. Как вы относитесь к проведению эксперимента в вашем классе?
5. Как вы считаете, увеличилась ли учебная нагрузка с введением профильного обучения?
6. Ваши предложения и пожелания.
Все обучающиеся и родители положительно отнеслись к обучению в колледж-классе и считают, что оно способствует развитию учебно-познавательной мотивации; 90% учащихся и 100% родителей считают, что данный подход дает возможность овладеть профессией; 83% учащихся и 100% родителей удовлетворяет профессиональное обучение; 25% учащихся продолжат обучение в колледже; 18% учащихся еще не определились со свои выбором; 70% учащихся будут обучаться в других учебных заведениях; 78% учащихся и 85% родителей считают, что их профессиональное обучение помогает в жизни, остальные затруднились с ответом. С введение профильного обучения учебная нагрузка, по мнению 62% респондентов, увеличилась, остальные затруднились ответить.

На основе анализа полученных ответов и успешности обучения учащихся, можно сформулировать следующие выводы и рекомендации:
1. Введение профильного обучения получило положительную поддержку учащихся и родителей.
2. Введение профильного обучения привело к усилению учебной нагрузки.
3. Мотивация к получаемым профессиям недостаточно высокая.
4. Необходимо совершенствовать профориентационную работу для повышения уровня соответствия выбранного профиля жизненным планам учащихся.
5. Выпускник школы при получении документа об общем образовании и профессиональной подготовке имеет вариативность в адаптации к будущим условиям жизнедеятельности.
6. Опыт практической профессиональной деятельности в рамках дисциплины «Технология» поможет выпускнику адаптироваться к будущему профессиональному обучению и профессиональной деятельности по окончании следующих уровней профессионального образования.
7. Полученная профессиональная подготовка позволит продолжить профессиональное образование с соответствующих его ступеней, что сэкономит срок профессионального образования по данному направлению.