Работа с вещественными источниками на уроках истории

Печать
Категория: МО учителей истории
Создано 02 Декабрь 2013

Учитель: Косова Елена Александровна

В настоящее время большое значение уделяется работе с историческими источниками на уроках истории. Однако чаще всего это письменные источники и очень редко вещественные источники.
Использование экспонатов музея в обучении вызывает интерес у учащихся, создает положительный эмоциональный фон. Учителя часто организуют походы обучающихся в музеи, но там ребята играют роль пассивных наблюдателей и слушателей. Работа с вещественными источниками на уроке дает школьнику возможность реализовать потребность в физическом движении (потрогать, повертеть в руках и др.), усиливает познавательный интерес. Наличие предмета и правильно заданные вопросы помогают развивать наблюдательность и умение оценивать. Дети любят тайны, и, имея дело с некоторыми предметами, мы можем озадачить их вопросом: что это такое?
Для развития навыка работы с предметами в младших классах могут быть использованы игры. Учитель приносит в класс чемодан, наполненный различными предметами, и говорит, что он был оставлен в бюро находок. Задача учеников, понять, что это за предметы, для чего они используются.
Сначала изучаются физические характеристики предмета: его форма, размеры, вес, цвет, материал, из которого он изготовлен. Все это позволяет судить о технологии и времени изготовления предмета.

Следует обратить внимание на эстетическую сторону предмета: насколько привлекательным выглядит предмет и в чем это выражается.

Учащиеся должны сформулировать вопросы и предположения относительно назначения предмета. При обсуждении этого вопроса необходимо обратить внимание на два аспекта: если речь идет о полезности вещи, то важно понять, в чем она состояла, кто этой вещью пользовался, чем эта вещь полезна и ценна для нас. Например, старая монета была полезна нашим предкам, потому, что она имела определенную покупательную способность. Для нас она важна тем, что позволяет судить о жизни людей в прошлом.

Для эффективности использования краеведческого материала на уроке истории важно придерживаться следующих условий:

• соответствие краеведческого материала общим методологическим задачам курса отечественной истории;
• научной достоверности;
• взаимосвязи местного и общеисторического материала;
• учета исторически сложившихся условий развития края, его специфики;
• систематичности и планомерности в использовании;
• наглядности;
• непосредственного участия школьников под руководством учителя в сборе и изучении краеведческого материала;
• связи учебной и внеклассной историко-краеведческой работы;
• применять разнообразные, наиболее оптимальные приемы и методы использования местного материала на уроках истории.

Краеведческий материал в учебно-воспитательном процессе эффективен тогда, когда он:
а) является не только средством иллюстрации и конкретизации общеисторических событий и явлений, но и источником получения новых знаний, расширения кругозора учащихся;
б) удобен для сравнения и сопоставления – в этом случае учащиеся учатся мыслить и делать выводы;
в) тесно связан с общеисторическими событиями и раскрывает специфические особенности развития родного края – дает положительный результат в патриотическом и духовно-нравственном воспитании личности.

Работа с вещественными источниками позволяет школьникам судить о занятиях, особенностях быта, о традициях наших предков.